Перед началом строительного сезона мы взяли интервью у основателя завода ХОТПАЙП Алексея Кузнецова. Он рассказал о грядущем дефиците минваты, о ценах и ожиданиях рынка, и посоветовал, что делать строительным и торговым компаниям в неоднозначной ситуации.

— Как для вашего завода начался 2018 год?

— Начался бодро. Продажи по сравнению с прошлым годом выросли на 30%. Сейчас завершаем изготовление оборудования для линии новой продукции на основе ламельных матов. Запуск увеличит объемы производства участка в несколько раз.

— Дали о себе знать крупные проекты?

— К сожалению, а может и к счастью, нет. В недавнем времени мы провели значительную реструктуризацию продаж. Сейчас большинство наших покупателей — это малые и средние предприятия. Они внимательнее подходят к выбору теплоизоляции, ищут правильное соотношение цены и качества. ХОТПАЙП по этому показателю традиционно лидирует.

Мы не отказались от «знаковых» потребителей. В этом году продукция ХОТПАЙП поставляется для ряда масштабных проектов, а также на экспорт. Но доля крупных поставок снизилась, осталась на уровне прошлого года.

«Главный фактор, играющий на руку российским производителям минваты — дефицит в Восточной Европе»

— Недавно корпорация ТЕХНОНИКОЛЬ купила завод ИЗОВОЛ — вашего основного поставщика сырья. Чувствуете изменения?

— На поставках минеральной ваты ИЗОВОЛ это событие пока не сказалось. Полагаю, и дальше не будет «потрясений». Наше сотрудничество должно только крепнуть. ТЕХНОНИКОЛЬ — команда, нацеленная на эффективность и серьезный результат.

— Как это объединение скажется на рынке минеральной ваты этим летом?

— Мое мнение — этот год, как и следующий, станет «годом поставщика». Но дело тут не в покупке ИЗОВОЛА ТЕХНОНИКОЛЕМ. Главный фактор, играющий на руку российским производителям минваты — дефицит в Восточной Европе. В прошлом году вступил в силу циркуляр о приведении энергоэффективности зданий, в том числе и ранее построенных, в соответствие стандартам ЕС до 1 января 2020 года. Владельцы недвижимости в Польше, Венгрии, Болгарии и других странах вынуждены утеплять здания, а мощностей европейских производителей каменной ваты недостаточно, чтобы удовлетворить скачок спроса.

Спрос подогревает еще и вступивший недавно частичный запрет на использование горючих теплоизоляционных материалов на основе полистирола (PPS / XPPS) и полиуретана (PU / PIR) для утепления многих участков зданий. Практически весь дефицит каменной ваты в Восточной Европе покрывается в первую очередь поставками из России и СНГ. Наши производители перестроились на экспорт. Этот маневр вызовет нехватку качественной минеральной ваты на российском рынке, несмотря на совсем еще недавний избыток. Кроме того, выгодные финансовые условия экспорта спровоцируют рост цен на минвату для внутреннего рынка. Предпосылки очевидны.

— И каковы предпосылки?

— В прошлые годы в феврале–мае производители затаривали складские площадки собственной продукцией перед высоким сезоном. Что мы видим сегодня? Склады производителей каменной ваты в европейской части России пусты, а у некоторых заводов, расположенных к востоку от Волги, мощности уже сейчас загружены на 75–100% против обычных 40–50%.

По имеющейся информации, складские запасы готовой продукции крупных производителей не превышают 10–15% прошлогодних стоков. Полагаю, это связано как раз с экспортом значительной доли продукции.

Так что в ближайшие 2 сезона, до окончания европейского бума, производители каменной ваты будут «на коне». Уже сейчас некоторые из них откровенно заявляют: наши мощности загружены на 100%, мы не можем гарантировать бесперебойность поставок в высокий сезон, ищите дополнительных поставщиков. Такое отношение через полтора-два года может сыграть злую шутку, когда бумеранг негатива вернется. Желание заработать здесь и сейчас, поправить дела одномоментно, в конечном итоге может привести к состоянию кризиса 2014 года, когда потребитель вынуждал заводы отпускать продукцию в убыток.

«Недостаток сырья безусловно вызовет рост цен на минвату и нехватку продукции в сезон»

— Кризис коснется только строителей, или производство цилиндров тоже затронет?

— Дефицит каменной ваты скажется и на рынке технической теплоизоляции. Для производства цилиндров требуется базальтовая вата высокого качества со специфическими характеристиками, которую в состоянии выпускать не каждый российский завод. Недостаток сырья безусловно вызовет рост цен на минвату и нехватку продукции в сезон.

— Какие меры могут помочь снизить дефицит?

— Лучшим решением было бы создание объемных запасов сырья, но это нереально. Десятки тысяч кубов теплоизоляции впрок никто закупать и хранить не станет. Сейчас у нас несколько поставщиков минераловатной плиты, каждый из которых обладает должной компетенцией. На протяжении нескольких лет проводилась совместная работа по улучшению качества минплиты, и мы добились характеристик, которые нас устраивают. Полагаю, что даже в пик сезона мы не подведем своих клиентов и будем в состоянии обеспечить каждого высококачественной теплоизоляцией ХОТПАЙП.

— Что Вы могли бы посоветовать строительным и торгующим организациям делать в этой ситуации?

— Не паниковать. Заранее позаботиться о закупках необходимого объема продукции. Или, по крайней мере, большей его части. Не ждать наступления периода повышенного спроса, когда у поставщиков строительной и технической теплоизоляции начнутся перебои и вырастут цены. Если не хватает места для хранения, воспользоваться складами производителей, договориться при покупке о необходимом сроке хранения продукции.

Всем удачи!